воскресенье, 21 августа 2022 г.

Раиса Мельникова

Евгению Носову


Однажды мне повезло, я в Лавке при Союзе писателей города Курска купила книгу Евгения Носова «Вечерние стога» .

Замечательные, захватывающие дух рассказы и повесть, о том, как в деревне узнали, что началась война, и как собирались и провожались. (Я вообще не читаю о войне, революции и партизанах, но эту повесть я прочла за одну ночь.

Сказать с восторгом – кощунство, о горе великом повесть. Но великолепное написание и чувства, вызванные этим чудом, живут во мне, по сей день.

И к моему великому позору и стыду, я только тогда узнала, что есть такой писатель – Евгений Носов, живущий, совсем рядом, но ушедший очень далеко от простых смертных, величием своего писательского таланта. Это волшебник Слова. Тогда я написала ему посвящение:


Священный дух! Да здравствует любовь!
...И к мурашу, и к грязи непролазной.

Здесь русская бушует в слове кровь!
...Ты не считаешь Родину несчастной.

А я расту от Ваших росных слов,
От овсяницы, ивицы кудлатой.

Мне повезло – живу я средь стихов,
И, нищая, я становлюсь богатой.

Спасибо Вам, что есть Вы на земле,
Что мой земляк Вы – радуюсь особо,

Что с Вами я живу в одной стране,
Что русская на наших душах проба.


Он был в то время болен и я постеснялась его побеспокоить, хотя Сережа Бабкин обещал договориться и меня к нему проводить. Теперь я жалею об этом, перечитала всё, что нашла о Великом Евгении Носове – воине, Герое, Писателе. И удивилась, тому, что он, находясь на Съезде Писателей России, не помню в каком году, ослушался, когда председательствующий предложил встать и в честь ЦК КПСС поаплодировать.

Он единственный сидел. И когда зашикали, он сказал, что болеет.
И ещё, я прочла его интервью, в котором он сожалел о том, что детективы, а не его произведения заполняют полки магазинов и умы читателей.
Вскоре Евгений Носов ушёл в мир иной и в «Известиях» я прочла ровно три строки, сообщающие о его кончине.

Отрывок из повести Евгения Носова « Усвятские шлемоносцы».

«…Было отступивший хмель, когда он сидел у колодца, здесь, в жарко натопленной избе, вновь взыграл тошнотной мутью, и он прикрыл глаза и даже ухватился за край кровати, когда его куда-то повело вкрадчивым, всё убыстряющимся кружевом, будто он сидел на плоско вращающемся колесе.
Мокрые волосы, принёсшие ему облегчение, теперь тепло слипшейся обмазкой неприятно обволакивали голову.
– А я тово… вишь, выпил, - повинился он, когда колесо отпустило его своим вращением.
Он опять помолчал, ожидая, что скажет на это Натаха, но та лишь, оглядела его, смигивая неведомые ему мысли припухлыми веками.
Пьяный я, Наталья… Водку пил, бражку…что попадя.
Дак, куда было деться? Вот погляди…
Касьян неловко кренясь, нагнулся к чулку, поискав бумажку.
– Вот она! Клавка безносая! – усмехнулся он и старательно расправил бумажку на коленке. – Хошь поглядеть? Ранняя дорога, казённый дом…Всё тут прописано. Послезавтра явиться с ложкой и котелком. Ну дак ложка у меня имеется, а котелка нема… Что будем делать?»

« – А мне ещё утром прислали. На, говорит, распишись в получении. Да всё не хотел тебе говорить. Реветь возьмёшься. Не люблю я этого…а ты, вишь, всё одно ревёшь.
– Ох! – отпустила себя Натаха тяжким смиряющим вздохом.
– Али знала уже? Гляжу, курицы порубаны.
– Да что тут знать? – давя всхлип, выговорила она. – Загодя знато.
– Ну, будя реветь. Не один я. Поди из каждого двора..
– Ты – то пойдёшь не один, да ты у нас один.
– Ну, да что толковать? Жил? Жил! Семью, детей нажил? Нажил. Вот они лежат кашееды. Да с тобой третий.
Нажил – стало быть, иди обороняй. А кто ж за тебя станет?»

В июне 11 числа 2002 года умер Евгений Носов, но замечательные произведения его ждут читателей, они живы, и в них живёт душа писателя нашего современника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий